Четверг, 12.12.2024, 10:42
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Мои статьи [10]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Кто нас сегодня посетил ]


Locations of visitors to this page
Главная » Статьи » Мои статьи

доклад
Здравствуйте дорогие отцы, братья ,сестры.Рад поздравить вас с наступившим праздником Рождества Христова, и приближающимся Крещения Господня. Мы собрались здесь для того, чтобы в эти праздничные дни поделиться своими наработками в нравственном воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что если мы сейчас не будем заниматься воспитанием детей , то в скором времени мы можем получить совершенно безпренципное , циничное общество, не имеющего ни внутренних убеждений, ни элементарных понятий о духовности. Мир не стоит на месте , он развивается по своим законам и эти законы давят на наших детей с экранов компьютера и телевидения. Родители озабочены лишь тем где заработать деньги , а на своих малышей времени уже не хватает, практически дети предоставлены самим себе.Чем же занят ребенок в свободное от родительского общения время. Конечно, же совершенно не тем что от него ждут родители.Наш небольшой поселок расположен на границе Ульяновской и Самарской областей. Жители в основном работают в городе и большую часть своего времени они тратят на работу, совершенно не видя своих детей. Это одна беда, а другая – национальная, пьянство на селе. После повсеместной «прихватизации» колхозы благополучно «канули в лето», а фермерские хозяйства не могут предоставить должное количество рабочих мест, которые в по большей степени сезонные, так что местные жители находят решение своих проблем в водке совершенно сомнительного качества. Вот в такой, достаточно сложной деревенской обстановке , несколько лет назад, а точнее 4 года, мы и решили заняться детьми, создать воскресную школу.От моего предшественника нам досталась молебная комната совершенно запущенная, так как после открытия храма помещение простаивало. Вот там то мы решили открыть воскресную школу. Собралась небольшая группа людей которым было не безразлично что происходит с детьми нашего поселка. Своими силами начали ремонт, радуясь, когда нам, пожертвовали первые небольшие деньги.На тот момент у нас еще не было сформировавшийся идеи по привлечению детей. Но мы понимали, необходимость, что необходимо в принятии срочных мер для вытаскивания ребят из «болота». Надо отдать должное, что на тот момент, да и сейчас, у нас в поселке работает музыкальная школа, были многочисленные кружки, и часть детей занималась в них. Но оставалось большинство совершенно инертных ребят ,вот этих то подростков мы и решили выдернуть от влияния улицы. Можно много рассказывать о периоде становления который каждый проходил ,это мало интересно, гораздо больший интерес представляет формирование школы, программа обучения, преподавательский состав.Когда решение по открытию воскресной школы было твердо принято, мы обратились за помощью к преподавателю истории Красносельской средней школы Троянскому Владимиру Ивановичу, с просьбой помочь нам в создании школы. Оказалось , что он сам происходит из семьи репрессированного священника и был не только готов нам помочь , но и сам выразил желание проводить уроки. Для начала мы определились, что будем преподавать Закон Божий, но на тот момент у нас не было никакой программы и пришлось искать ее на стороне. В этом нам помогла моя знакомая, преподаватель воскресной школы из города Ливны Орловской области. Там воскресное воспитание детей было уже давно налажено. Она привезла программу обучения не только Закона Божьего , но и других предметов, изучающихся в школе. Не все программы нас устроили, они были рассчитаны на углубленное изучение предмета и большое количество воспитанников , совсем не подходящее для нас ,начинающих. Но кое - что конечно же мы оттуда взяли. На совете нашего прихода, мы решили, развесить объявления об открытии воскресной школы, пройти по классам общеобразовательных учреждений , пригласив детей . На удивление, в первый день занятий, пришло довольно большое количество ребят ,вот тут то и начались наши трудности. Одно дело открыть , и совершенно другое обучать детей, которые максимально загружены. У многих из которых оставался один выходной день , и занимать его предметом непонятным, сухим, требующим точного изъяснения ,очень тяжело. Не скрою, первое время мы испытывали очень большие трудности с преподаванием предмета детям, пытаясь удержать их в классе, но не все получалось. Мы надеялись, что им нравится, но некоторые ушли, так как совершенно не интересовались , смутно понимая, о чем идет речь ,и для чего это им вообще нужно. Вот находясь в таком неважном положении, мы немного приуныли, так как рассчитывали на другой результат. В этот период создается приходская библиотека, в которую вошли не только книги духовного содержания, но и произведения классиков мировой литературы в рассчете , что хоть она как то привлечет детей. Так же создали аудио-видеотеку в которой есть много видео - фильмов духовного содержания и аудио кассет с духовной музыкой. Да и сам предмет, Закон Божий, немного упростили, постепенно добавляя в него просмотры фильмов или аудиозаписей на подходящую тематику. Занятия в воскресной школе проводились еженедельно, по воскресениям ,во второй половине дня . Продолжительность урока составляла 45- 60 мин. ,но даже на это период, удержать внимание детей оказалось затруднительным. После урока в обязательном порядке проводилось совместное чаепитие, где зачастую, в более простой форме продолжался начатый разговор. Тем самым давя понять детям , что мы не хотим своим занятиями подменить школу, и не будем требовать от них бездумной зубрежки. Естественно на тот момент, мы и не думали создавать какую то длительную программу ,нет, мы шли от простого к сложному. Брали в руки Закон Божий и пытались как можно доступнее донести его истину до детей . Однако со временем мы убедились , что наше преподавание не несет должного результата, дети остаются не воцерковленными ,и получалось ,что мы в пустую сотрясали воздух. Все это нас не устраивало и не устраивает. Формализм неуместен в вопросах духовности.Чем же мы занимались с детьми? Знакомили их с внутренним и внешним устройством храма, проводили экскурсии на территории церкви, просматривали и обсуждали фильмы духовного содержания, но так и не увидели, их заинтересованности. Тогда встал вопрос как же , и чем же их увлечь? В общем в процессе такого «творчества» , мы находились около двух лет. Дети периодически приходили, уходили , а мы делали все возможное что бы хоть как то привить детям любовь к хорошему. К этому времени у нас уже действовал спортивно оздоровительный клуб « Беркут», тоже созданный нами, где тренера занимались с детьми в секциях аэробики и дзюдо. Надо отметить что по аэробики девочки добились значительных результатов (они участвовали в чемпионате России, занимали призовые места по Самарской области и городу Сызрани ) самбисты не отставали, хотя и не с такими результатами.Мы решили не останавливаться на спорте, открыв на нашей базе кружки , которые помогают раскрыть у детей творческий потенциал , развивать навыки взаимопомощи , приобрести полезные знания. Так у нас появился кружок «Моделирования» , на занятиях которого дети собирают технические модели , занимаются выжиганием, гипсовой лепкой и т.д.т. На кружке « Мастерица» девочки учатся самым элементарным навыкам владения иголкой, спицами , плетением из бисера . Количество детей стало стремительно возрастать , и мы вынуждены были увеличить количество дней занятий в кружках , а время работы кружка «Моделирование» перенесли , после занятий воскресного класса. Преподаватели кружков люди вооцерковленные , они стараются так же и на своих занятиях , познакомить детей с миром христианской жизни, рассказывая о праздниках, делясь прочитанной литературой ,иногда вынося тот или иной рассказ на обсуждение ребят. Слава Богу ,что для этого у нас имеется подписка детских православных журналов, библиотека для маленьких, мультфильмы и сказки на тему православия. С сентября 2010г нами разработана новая программа воскресного обучения в классе ,и дети которые пришли в этом году стали более регулярно посещать наши занятия. И самое интересное , и у них появилась заинтересованность. В чем же секрет? Оказывается в подходе к занятиям с детьми и манере преподавания. Раньше мы считали , что наша старая программа детям нравится , но убедившись в обратном ,пришлось многое пересмотреть. По совещавшись ,мы решили идти от заинтересованности детей, от того что им близко ,полезно, постепенно вводя в урок воскресного класса необходимый материал. Выбрав несколько направлений занятий, мы включили их в программу преподавания. А направления мы выбрали такие : 1.«Дерево добра»- здесь мы рассматриваем нравственные аспекты нашего жития, поведения в обществе ; 2. «Закон Божий» - где мы непосредственно стали обьяснять не только сам закон, но и основы православия, показывая фильмы, проводя викторины и тематические встречи; 3. «Краеведение. Край в котором ты живешь.» – тут мы знакомим детей с местными обычаями , со значимыми жителями поселка, с историей его создания, местными музеями,традициями ;4. « Истории» - здесь знакомим не только с историей религии, но и с историей России , просматриваем фильмы , прочитываем интересные рассказы по истории, так же проводим викторины, конкурсы на знание истории, и самое главное этим мы научились заинтересовывать детей.5. «Мир вокруг нас»- это экскурсии ,уроки трудолюбия, помощь на территории храма, паломнические поездки.Весь наш урок разделен пополам : в основной идет в очень доступной форме объяснение выбранной темы, а в другой или викторина или ролевая игра по тематике материала. После урока по традиции чаепитие, дети сами учатся накрывать на столы , расставлять посуду, занимаются полезным и познавательным трудом.В это время им объясняют правильность расстановки приборов ,их назначение, тем самым приобщая к культуре еды. Совместное чаепитие способствует , укреплению дружбы. Так как наш класс православного направления, то обязательно идет небольшая молитва, как перед чаепитием, так и после, что является закреплением изучения тех молитв, которые разбирались на уроке Закона Божиего.Не только тематические занятия проходят в воскресной школе, но и праздники , поздравления. Так был поведен конкурс стен-газет среди учащихся школы « Я и Моя Семья». В презентации участвовали родители с детьми. ,рассказывая о своих семейных традициях. Многие жизненные факты были предоставлены в фотографиях. Родители, которым не безразлична судьба детей , с радостью откликаются на наши предложения. Часто мы приглашаем родителей и вместе проводим чаепития.Для правильного построения и организации занятий , нами проводился анонимный опрос ребят. .Дети со своей непосредственностью и откровенностью писали обо всем, выражая свое мнение. На этих отзывах и формировался наш принцип работы с детьми, доработанный преподавателями.С 2009 года у нас появился молодежный клуб « Логос», который объединил ребята выпускного класса общеобразовательной школы. Ребята изъявили желание в не принужденной обстановке ,со своим преподавателем разбирать нормы поведения в обществе, проблему взаимоотношения родителей и детей, беседовать о предстоящем выборе жизненного пути. Итогами своей деятельности они делились в виде выпусков стенгазет, участием в различных проектах воскресной школы, помогали проводить тематические вечера. Так силами клуба был проведен тематический вечер с элементами театрализованной постановки «Рождество», на котором присутствовали все желающие. Не замеченным остался и проект, подготовленный к областному конкурсу ,посвященному Дню Победы. Ребята клуба привлекли к работе и младшее звено воскресной школы. Трудились весело и интересно. Эта работа была отмечена областной грамотой.  В этом году клуб немного переформировался, сейчас в него входит целый класс Красносельской школы, который вместе со своим классным руководителем, она же и возглавляет клуб, по четвергам после уроков приходит в центр, где проводят разные тематические встречи, причем темы выбирают сами. В этом году они провели проект «Вредные привычки» с приглашением психолога, мед.работника и священника . Каждый из приглашенных со своей позиции объяснял ребятам последствия пагубного влияния таких привычек ,на формирование личности. Дети с интересом слушали священнослужителя, который в простой разговорной форме сумел выразить жизненный принцип , христианской жизни и отношение к миру в котором мы живем. Ребята получают разную информацию, объединенной одной целью. Совместное сотрудничество дает более серьезные результаты. Так дети клуба «Логос» готовили и провели с.Рождественскую елку ,вместе с сотрудниками Красносельского ЦДК, они же готовили Рождественский праздник для детей младших классов, соседней школы. Для более углубленного понимания многих терминов ,незнакомых ребятам с ними в ходе, подготовки проводилась разъяснительная беседа. На своих встречах в клубе дети обсуждают интересующие их вопросы и пытаются научиться правильно рассуждать о смысле жизни. Согласитесь находясь в подростковом возрасте у них появляются свои интересы , тайны и наша задача стать им друзьями , что бы вовремя направить их на правильный путь.На территории нашего поселения расположены две общеобразовательные школы : Красносельская СОШ и Репьевская СОШ. Интересна наша работа с Репьевской СОШ Новоспасского района. Все начиналось с двух классов, где учатся в основном дети из неблагополучных семей. Проблемные классы. Директор школы попросила оказать помощь в воспитании этих детей. Мы решили в этих классах проводить совместные беседа на нравственные темы. Ребята трудные, и весь семейный негатив отражается конечно в школе. Беседы проводились на те темы которые волнуют ребят, и которые смогли бы им помочь в выборе жизненного пути.( это и о дружбе, и о патриотизме, о сквернословии, о любви, о заповеди чти отца и матерь). Вообщем дошло до того ,что родители и других классов попросили ,с их детьми, проводить такие же беседы. Надо отметить, что мы не без согласия дирекции школы стали проводить такие встречи. Нет, директор школы с начала это обсудила на педсовете, потом с на родительском собрании, и лишь после этого мы ,получили возможность заниматься с детьми на базе Репьевской СОШ. В данный момент мы проводим беседы факультативного плана, как с детьми начальных классов, так и со средним звеном. По мере проведения занятий мы пришли к выводу, что необходимо создать программу нравственного воспитания для школы и уже по ней проводить занятия с 1 по 9 класс. В данный момент идет работа над этой программой, и по нашей задумке она рассчитана на три года, но это пока. Но трудом проходит налаживание сотрудничества с Красносельской СОШ , есть много аспектов не понимания со стороны руководства школы. Так в период осенних каникул 2010г нами поводился круглый стол с педагогическим коллективом школы и обсуждалась тема по взаимодействию и сотрудничеству . Мнение было однозначным: «Сотрудничеству быть!». Но до сих пор приглашения со стороны дирекции не последовало… Вобщем в этом году у нас появилось очень много направлений работы с детьми и таким образом мы подошли к тому, что все эти направления необходимо объединить. Так появилась идея создать Центр по духовно нравственному развитию детей. Так почему же центр? Да потому что ведется очень большая работа с детьми, спортивно оздоровительный клуб включает в себя две спортивные секции, в которых занимаются порядка 50 человек. Кружок моделирования, который посещают порядка 15 человек, «Мастерица» разделена на две возрастные группы по 15- 20 детей, клуб «Логос» еще 17 детей, воскресный класс посещают 15 детей. Это не считая воскресных чтений со взрослыми, которые посещают от 5 до 8 человек. Так же работа с Репьевской школой от начальных классов до среднего звена. Все это требовало систематизации и правильного направления. Вот тогда и возникла необходимость все объединить под одной крышей. Можно сказать что все это и позволило нам называться центром. Конечно пришлось расширять наш штат работников так как нагрузка на приход возросла, но дети- это то что если сейчас упустишь потом не вернешь. Слава Богу находятся люди которым небезразлична судьба детей , и они отозвались на наше предложение о сотрудничестве.Еще мы проводим работу и с детским садом, собственно говоря, мы давно работаем с коллективом крупозаводского детсада. Мы участвуем в выпускных концертах, где дарим детям иконки и благословляем их на дальнейшую учебу в школе.Каждый год на протяжении этих 4 лет мы совместно с Райпо Новоспасска дарим сладкие подарки малообеспеченным детям,и детским садам : Крупозаводскому, Красносельскому, Коптевскому эти подарки мы дарим на Рождество и Пасху. Хочется выразить благодарность директору райпо Рыбакову Александру Викторовичу так как благодаря их благотворительности мы имеем возможность радовать более 400 детей и стариков. Так же в этом году мы раздали мед 176 детям Репьевской школы каждому ребенку досталось по 300 грамм отличного меда- спасибо пчеловоду Пузыреву Вячеславу, это он нам пожертвовал мед для детей. Через наш центр мы заключили договор с Сызранским краеведческим музеем и Репьевской школой, и теперь дети имеют возможность ездить на экскурсии в городской музей, саму экскурсию оплачивает наш центрМы увидели, что ели упустим взрослых , то потеряем и детей, вот так и получился сам собою еще и класс для взрослых. Так как Владимир Иванович имеет высшую категорию, 13 разряд преподавателя, то мы разделились он преподавал у детей , я у взрослых.Конечно ходит туда немногие ,но люди есть, и на своих занятиях мы рассматриваем основы христианской веры, просматриваем фильмы, проводим разъяснение евангелия , слушаем передачу Русский час с протоиереем Дмитрием Смирновым и много другого.Второй год мы совместно с работниками Красносельского КДЦ проводим Рождественские елки. Одну для спортивного клуба , где принимают участие около 50 детей и вторую для детей воскресного класса и приглашенных малоимущих детей, а так же детей которые отличились в совместной работе с центром. В этом году было 100 детей. Общее количество детей на Рождественской елке было более 160 человек ,не считая взрослых. Всем детям были розданы Рождественские подарки. Так же через наш центр была оказана значительная финансовая помощь Репьевской СОШ, в эту же школу были переданы конфеты, печенье, мандарины для новогодних подарков из расчета на каждого ученика школы.Каковы же результаты нашей работы? Наверное самый лучший результат это то что с того момента когда мы начали проводить беседы с детьми в школе, открыли спортклуб некоторые родители подходят и говорят спасибо. А что может быть лучше. Конечно, многие из детей стали более серьезно относиться к учебе, стали более организованны. Некоторые из них продолжили занятия спортом по месту учебы , куда они поступили. Много детей приобрело навыки вышивки, рисования, общения между собой. И самое главное – дети стали посещать воскрессные богослужения, причащаться. Некоторые родители стали приходить на богослужения вместе со своими детьми которые учатся у нас. И если ранее на службе не было ни одного ребенка , то теперь на каждой как минимум 10-12 детей. Есть и недостатки.Самый главный недостаток это то, что мы не можем достучаться до родителей детей. Эта категория жителей поселка удивительна инертна. Создается такое впечатление что им совершенно не интересно какие успехи у их отпрысков и самое неприятное так это их отношение к нам, какое то потребительское, многие считают что мы обязаны заниматься с их детьми ,но от самих помощи никакой как будто это наша прямая обязанность. И когда приходится обращаться за помощью, то многое чего выслушивать приходится. Вот это пока наша беда.На этом позвольте закончить свое выступление. Еще раз поздравляю всех с наступившим Рождеством Христовым , наступающим Крещение и новолетием.Приложение План занятий воскресного класса при храме Успения Пресвятой Богородицы п. Красносельск в период 2009-2010гг1 Император Константин. Вселенские соборы 12 Православная церковь, ее строение и деятельность 13 Понятие о храме. Строение храма. 14 Православные священнослужители 15 Понятие о монашестве. Монастыри (русские)  16 Православные храмы их многообразие, архитектура храмов 1 Воскресение Христово (видео урок) 7 Колокольный звон 18 Иконы. Происхождение икон. Чудотворные иконы и их свойства. 19 Богослужебные книги. Священные сосуды и друга церковные атрибуты. 110 Важнейшие церковные таинства в Православии (общие понятия) 111 Таинство крещения ,миропомазание, покаяния, венчания. Святое причастие священства, таинство елеосвящения 112 Занятия по Заповедям Божиим. «Дерево Добра» (Объяснение 10-ти заповедей, «добро, зло, справедливость») 113 Праздник «Покров Пресвятой Богородицы».(История возникновения. Творческое выступление) 114 Дерево Добра. «Трудолюбие».(Помощь в уборке территории) Посещение храма. 115 Край в котором ты живешь. (История возникновения поселка).Викторина. 116 Православная Россия в лицах. (Просмотр видеофильма ) 117 Православная Россия в лицах. «Князь Владимир. Борис и Глеб». Рассказ из Четь-Миней Д. Ростовского. 118 Дерево Добра. « Правда и ложь». Чтение , беседа. 119 Мир вокруг нас. Экскурсия 120 Игровые занятия. Викторины. Закрепление материала. 121 Православная культура. «Рождественский пост. Введение во храм Пресвятой Богородицы «. (Рассказ о празднике. Песнопения) 122 Дерево Добра. « Милосердие и сочувствие» (Рассказ -беседа с элементом сказки по тематике) 1
Категория: Мои статьи | Добавил: Отец_Петр (28.04.2011)
Просмотров: 452 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Храм Успения Пресвятой Богородицы © 2024
Хостинг от uCoz