|
конспект урока" звон колоколов Отчизны"
| 10.05.2011, 00:08 |
Многовещий звон колоколов Отчизны Конспект урока по ОПК (средняя ступень) О Русь благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещий звон колоколов Отчизны. Оборудование: Необходимо показать детям било, клепало, изображение колоколов, звонниц. Колокольчики, картины с изображением тройки, глиняные, деревянные игрушки. Записи колокольных звонов, видеокассета «Работа звонарей». Ход урока Учитель: Сегодня будет особенный, праздничный урок, и посвящается он нашему духовному наследию — колоколам. Колоколен, как и храмов, в прежние времена было множество на Русской земле. В Светлую Пасхальную седмицу, когда на колокольню допускались все желающие, от детишек не было отбою и весь день с колоколен несся радостный трезвон. Русские цари любили бывать на колокольне и стремились отлить свой именной колокол тяжелее его предшественников, чтобы молитвы царские к Богу звучали явственнее всех прочих. Иван Грозный с царевичами взбирался на колокольню к заутрене в четвертом часу утра. А полководец Александр Васильевич Суворов удивлял перезвоном духовенство и прихожан своего села Кончанского. Предания и былины о колоколах рассказывают, что колокольный звон отводит болезни, бури и молнии; когда колокол звонит «сам по себе», предрекает войну, голод и смерть государя. Иногда колокола, попав в неволю, в чужие земли, замолкали. Так случилось с колоколом Пресвятой Богородицы, который князь Александр Васильевич Суздальский решил забрать из Владимира, «и колокол не начал звонити, яко же был в Володимер и поставиша его в свое место, и паки бысть глас яко лее и прежде богоугоден». Колокол — это предмет церковный. Прежде чем поднять на колокольню, его освящали, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила. Своим звоном колокол освящал воздух и изгонял из него вредоносные силы. Слыша церковный колокол, люди снимали шапки и крестились, призывая на себя благодать Божию. На доске написаны слова: след, наследить, наследники, наследство, наследие. Что общего у этих слов? Ученики: Это родственные слова с общим корнем. Учитель: Давайте рассмотрим лексическое значение этих слов. Ученики отвечают на вопросы. Учитель: Хорошо, а как вы понимаете словосочетание «духовное наследие»? Мы с вами богатые люди. Нам предки оставили в наследство множество замечательных вещей. Помогите мне. Что мы можем отнести к духовным ценностям? Ученики: Слово, Библию, книги, картины, иконы, музыку, старые здания, памятники, храмы. Учитель: Кого мы называем мастером? Ученики: Человека, который в совершенстве знает свое дело. Учитель: Замечательные мастера были и есть на земле Русской. И сегодня мы познакомимся с мастерами колокольного дела, с мастерами, равных которым не было в Европе. Один из учеников читает «О Русь благословенная моя...». На фоне колокольного звона учитель читает стихи Марины Цветаевой. Учитель: Марина Цветаева в одном из своих стихотворений сравнивает колокольный звон с дождем. Послушайте эти строчки: Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь... Как вы думаете, что помогло поэту написать такую удивительную строчку? Дети отвечают. Учитель: Колокольный звон сопровождает человека по жизни от самого его рождения и до кончины. Верой и правдой много веков служат колокола человеку. Долог их путь к нам, современникам, полон загадок. И одна такая загадка — происхождение колокола. (Показывает било и клепало.) Как вы, дети, думаете, что я держу в руках? У меня в руках первые колокола, известные на Руси с 988 года. Вам о чем-нибудь говорит эта дата? Дети говорят о Крещении Руси. Учитель: Правильно, именно эти предметы вместе с другой церковной утварью привез из Византии в Киев равноапостольный князь Владимир. Назывались эти колокола «било» и «клепало». Как видите, колокол не всегда имел конусную форму. Каждое утро в Киево-Печерском монастыре било созывало монахов на службу. Монах, отвечающий за побудку, обходил братские кельи и будил всех, говоря: «Благословите святий», а пономарь в это время клепал в било, созывая на службу. Монаха, который отвечал за побудку, называли «будильник». Вот откуда пошло название часов, которые будят вас по утрам в школу. (Показывает будильник.) Есть у колокола еще предки. Это бубенчик и колокольчик. Ученые нашли их в быту многих народов. Пользовались ими по-разному. В Китае их вешали на пояс, отпугивая злых духов, а в Японии — на шею лошади в качестве оберегов. В Европе колокольчик звал прислугу к хозяйке, приглашал домочадцев к столу. Колокол извещал об открытии рынков, бань, о поливке улиц. В Швейцарии звоном колокола сопровождали на казнь преступника. Существовали даже «красные колокола», на них писали красной краской имена казненных. На Руси колокола тоже исправно трудились. Вечевой колокол собирал жителей вольного Новгорода на сход. Набатный колокол предупреждал о беде: пожар ли, наводнение, враг ли близко, колокол помогал собрать народ. А если в метель заплутает путник, дорогу ему укажет «метельный» и «ве¬стовой» колокол. До появления башенных часов, курантов, время отбивали «часовые» колокола. Вот откуда пошло выражение «пробил час». Все бытовые колокола вешались на крепостной стене или на пожарной вышке. И не раз эти колокола спасали жизнь нашим предкам, (Демонстрирует изображение всех вышеперечисленных колоколов.) Но больше всего любили на Руси бубенцы и колокольчики. Их музыкой скрашивали долгую томительную езду на лошадях по бескрайним русским просторам. Колокольчики и бубенцы вешались под дугой и при быстрой езде издавали целый диапазон серебристых звуков. Этим колокольчикам отводилось особое место в стихах и песнях. Первая творческая группа наших ребят получила задание найти и записать строчки из стихов и песен, посвященных колокольчику. Дети отвечают. Учитель: Замечательные звоны у этих колокольчиков. Их можно слушать до бесконечности. Назывались они по месту своего изготовления пухерскими, валдайскими. Вторая творческая группа подготовила вам легенду о происхождении валдайских колокольчиков. Учащиеся показывают рисунки и рассказывают легенду о происхождении валдайских колокольчиков. Ученики: Легенда гласит, что после покорения вольного Новгорода повелел царь Иоанн III в наказание забрать у новгородцев их вечевой колокол. Когда везли колокол в Москву, возле деревеньки Валдай опрокинулась одна из повозок, и колокол упал. Он разбился на мелкие кусочки, а они превратились в маленькие колокольчики. Эти колокольчики получили название валдайских. Послушайте, как чудно они звучат. Учитель: Да, ребята, это красивая легенда. На самом деле новгородский колокол был благополучно доставлен в Москву и водружён на колокольню Успенского собора. Удивительная судьба отдельных колоколов. Нам достались в наследие полные загадок и тайны рассказы, сказки, предания, былины о колоколах, о том, как колокольный звон отводит болезни, бури и молнии, как колокол не раз звонил «сам по себе», предрекая войну, голод и смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола «казнили пред народом»: били батогами, отрубали ухо, вырывали язык и даже от¬правляли в ссылку. Совсем недавно на уроке литературы вы учили стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон», а потом на уроке музыки выучили романс. Давай¬те еще раз послушаем его. Звучит романс. Учитель: Действительно, много дум наводит звон колокола. Я просила вас узнать о значенииколокола в жизни ваших родителей, какие думы наводит на них колокольный звон. Дети рассказывают.. Учитель: Да, дети, самый главный колокол тот, который звонит на колокольне, благовещая нам о новом дне. Слушаешь этот звон и невольно думаешь о мастерах колокольного дела, о мастерах-звонарях, о трудной судьбе колоколов. Звучит фонограмма колокольных звонов. Учитель: История не оставила портрета первого русского колокольного литейщика, но имя его живет в веках. Известно, что он жил в Москве, что был знаменит своим мастерством. Что отлил он великий колокол для Новгорода и оставил на нем свое имя: «А лил мастер Бориско». (Показывает изображение этого колокола.) Низкий поклон этому человеку. Колокольное дело было подхвачено другими мастерами: Андрей Чохов — «Реут», 2000 пудов (32 т); Емельян Данилов — «Большой Успенский», 48 000 пудов (128 т); но этот колокол от удара раскололся. Александр Григорьев, совсем молодой мастер, 17 лет, отлил первый «Царь-колокол» - 12 000 пудов (200 т). Язычок такого колокола весил 250 пудов (4 т). Окружность -19 м. Молодой, худенький паренек сам руководил литьем, делал надписи и рисунки. На колокольню Ивана Великого подняли этот колокол-гигант только через 13 лет. Раскачивали язычок от 50 до 100 человек. Просуществовал этот колокол недолго. Он раскололся от страшного Московского пожара. Колокола украшались рисунками, надписями в честь знаменательного события, и благодаря этому мы узнаем об интересных исторических собы-тиях нашей России. Эти колокола-исполины были настоящим чудом света. Таких колоколов не знала Европа. Вес их колоколов исчислялся кило-граммами, а у нас - тысячами пудов. А кто из вас был в Москве на Соборной площади и видел «Царь-колокол»? Его отливали мастер Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Этот колокол вышел весом более 200 т. Но и его постигла неудача. В 1737 году случился пожар в Москве, и когда стали заливать горящие леса, построенные для подъема колокола из ямы, от перепада, температур от колокола оторвался большой кусок весом 11,5 т. Чудо-колокол подняли из ямы и поставили в Кремле как памятник русским мастерам колокольного дела. И в наше время отливают мастера замечательные колокола. В 2004 году в Сергиевом Посаде подняли на колокольню новый «Царь-колокол». Таким колоколам-исполинам и жилища строились крепкие, богатырские. Колокольня, звонница — какие красивые, звенящие названия дали колокольному домику! Извлекают чудную мелодию из колоколов мастера-звонари. Непростое это дело, тут слух нужен, сила, умение и бесконечная любовь к колоколу. Демонстрируется фрагмент видеофильма о колокольных звонах. Учитель: О колокольных звонах, о мастерах-звонарях мы поговорим на следующем уроке, а наш урок подошел к концу. Я очень хочу, ребята, чтобы чистый голос колокола будил в душах ваших любовь к Богу, к родной Отчизне, гордость за ее историю, любовь к вере ваших отцов. Я верю, что вы будете бережно относиться к наследию наших предков. На память о нашем уроке получите в подарок маленькие колокольчики. Детям и гостям раздают маленькие колокольчики.
Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о, царь, хвала! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! 28 мая 1916 ******************** Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь. Бредут слепцы калужскою дорогой, - Калужской - песенной - прекрасной, и она Смывает и смывает имена Смиренных странников, во тьме поющих Бога. И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья, И от уступчивости речи русской, - Одену крест серебряный на грудь. Перекрещусь, и тихо тронусь в путь По старой по дороге по калужской. Троицын день 1916 ****************** Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916
»»»›››››
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Отец_Петр
|
Просмотров: 2985 | Загрузок: 0
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|